Прообразы лифтов появились еще в древнем мире
Во дворце императора Нерона, например, имелся подъемник, поднимавший не только грузы, но и людей. Из рукописей известно, что в разных цивилизациях - в Египте, в Китае, в Александрии использовали механизмы для подъема воды. По принципу действия они напоминали современные лифты, а вот в движение приводились по-разному - где-то ослами, а где-то и людьми.
Первые подъемные механизмы в Европе появились во Франции в 14 веке, а уже к 18 веку лифт превратился в предмет роскоши и развлечения для высокопоставленных особ. Например, в апартаментах Людовика 15 был сооружен лифт, на котором Его Величество поднимался в покои своей любовницы, расположенные этажом выше. В Петербурге, в Зимнем дворце, действовал лифт, собранный по проекту гениального Ивана Кулибина.
В начале 19 века лифты научились приводить в движение с помощью паровых машин
Произошло это на одной из угольных шахт в Англии. Вполне подходящая для производства, эта технология не могла применяться в жилых домах из-за шума и дороговизны. Проблему отчасти решил Уильям Томсон, придумавший в 1845 году гидравлический лифт.
К середине 19 века лифты использовали на производстве
Но механизмы оставались крайне ненадежными, из-за чего рабочим, вынужденным ездить на лифтах, даже платили двойную зарплату. И тут на сцене появляется Элайша Отис, в 1852 году запотентовав изобретение, сделавшее лифт самым надежным транспортным средством в истории: с помощью плоской пружины он прикрепил к подъемнику трос, а по бокам кабины установил рельсы.
Пружина выгибалась и проходила между рельсами, а в случае обрыва троса пружина распрямлялась, застревая между рельсами и удерживая платформу. Изобретение получило название «безопасный лифт», а через 2 года получило и должную рекламу. Обосновавшись в одном из залов выставочного центра в Нью-Йорке, Отис, в окружении мешков и бочек, лично стоял на платформе, снабженной этим своеобразным тормозом. Платформа поднималась наверх, по знаку изобретателя перерубались канаты, лифт стремительно двигался вниз и ... останавливался. Довольный Отис раскланивался с изумленными зеваками.
Во второй половине 19 века в США начинается эпоха строительства небоскребов
В них чаще устанавливали гидравлические лифты без каната: под напором воды поршень, ходивший в цилиндре, выталкивал кабину наверх. Эти конструкции работали в 20 раз быстрее, чем лифты Отиса. Кстати, именно гидравлический лифт (правда, несколько иной конструкции) установили первоначально в Эйфелевой башне.
1880 год положил конец этой своеобразной дуэли
В немецком городе Мангейм сконструировали первый электрический лифт. Он поднимался на высоту 22 метра за одиннадцать секунд. Компания «Сименс и Гальске» могла праздновать победу. А «Отис» поставил первый электрический лифт только в 1889 году. С этого времени лифты начали распространяться по городам планеты. Дальнейшие изобретения касались, в основном, улучшения их технических характеристик и особенностей эксплуатации.